С 5 по 7 ноября на Красной площади работала интерактивная выставка под открытым небом, посвященная обороне Москвы и 81-ой годовщине военного парада 7 ноября 1941 года, который стал символом мужества и доблести нашего народа. Прямо отсюда, с Красной площади, бойцы отправлялись на фронт, чтобы защитить столицу от врагов, которые уже были на подступах к городу.
Художественный руководитель и продюсер выставки заслуженный артист РФ Игорь Угольников:
«По сути, эта выставка, посвященная Параду 7 ноября 1941 года здесь, на Красной площади, является продолжением наших экспозиций «Подвиг народа» и «Битва за Москву», которые мы сделали в Музее Победы. Мы попытались соединить хронику, экраны, предметы, технику 1941 года с живыми исполнениями стихов и песен, с документами. Самая главная наша задача была в том, чтобы добиться эмоционального подключения посетителей Красной площади. И я видел с каким вниманием и нехолодным сердцем люди смотрят нашу экспозицию.
И еще, что очень важно для меня лично, это размещенные на кубах фотографии москвичей — ополченцев 1941 года. Среди них и фотография моего деда, который погиб 7 октября 1941 года в деревне Глотовка Смоленской области. Все они теперь смотрят на нас из того времени и их взгляд вопрошает: «А, что вы сделали, наши внуки, для того, чтобы поддержать Отечество в трудную минуту?» И вот это сочетание экранов, экспозиции, техники 1941 года, костюмов, реконструкторов и выступлений артистов, и составляли всё это единое экспозиционное пространство, в которое мы окунали посетителей Красной площади. Я видел лица людей они смотрели в эти портреты, прикасались к этой технике, смотрели на экраны хроники и уходили с Красной площади совсем другими. Это была наша цель и мне кажется мы ее достигли».
Выставку за три дня работы посмотрели более 200 тысяч зрителей. Очень много было молодежи, семей с детьми.
В эти дни на Красной площади, в специальным образом организованном пространстве, можно было полностью вжиться в ту атмосферу военной Москвы. Историческая военная техника тех лет из Музея техники Вадима Задорожного, бойцы Красной армии в форме 1941г., военный патруль, армейские регулировщицы, и бесценные документальные кадры военной кинохроники тех лет, предоставленные Российским Государственным архивом кинофотодокументов и обработанные Студией «ВоенФильм», которые свидетельствуют о том, что все в столице было подчинено одной цели: «Все для фронта, все для победы!»
Инсталляция «Культпавильон» представлял собой̆ пространство, состоящее из двух локаций — кинотеатральной̆ сцены и музейной экспозиции.
На экране демонстрировались художественные и документальные фильмы. Между показами на сцене — выступления артистов. Каждый день программа начиналась с демонстрации документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (1942 г.), который получил премию американской киноакадемии «Оскар» в 1943 году, а также художественны фильмов «Подольские курсанты» (2020 г.) и «Первый Оскар» (2022 г.)
«Разгром немецких войск под Москвой» — лента режиссёров Леонида Варламова и Ильи Копалина. Съёмки происходили с октября 1941-го по январь 1942 года. То есть в тот момент, когда ещё не было никакой ясности: удастся ли удержать столицу от напирающих на неё дивизий третьего рейха. Работа получила премию американской киноакадемии «Оскар» в 1943 году.
Музейная экспозиция знакомила гостей с документами, экспонатами и материалами о культурной жизни столицы периода 1941 года. Здесь же была представлена копия статуэтки «Оскар», полученная за фильм «Разгром немецких войск под Москвой» в 1943 году. Оригинал находится в Музее Победы. Остальные экспонаты – настоящие вещи, полученные для экспозиции из коллекций исторических реконструкторов.
Музей техники Вадима Задорожного и Студия «ВоенФильм» предоставили на выставку порядка 60 единиц исторической военной техники 1941 года.
Инсталляция «Белорусский вокзал». Белорусский вокзал – подлинный символ Великой Отечественной войны. Отсюда с начала войны в солдатских теплушках отправлялись бойцы на фронт, эшелон за эшелоном, и сюда в 1945 году после всех испытаний тяжелейшей из войн они вернулись победителями. Вокзал Победы. Символ той войны
На платформе и сцене инсталляции «Белорусский вокзал» под руководством Игоря Угольникова проходили театрализованные представления с участием Александра Михайлова, Сергея Никоненко, Александра Олешко, Александра Маршала, актеров Центрального академического театра Российской Армии и хора дважды Краснознамённого ордена Красной Звезды академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, а на экранах – уникальные кадры хроники Москвы 1941 года, Московского народного ополчения 1941 года.
Инсталляция «Окна ТАСС» — ожившие истории москвичей во время обороны Москвы 1941 года в фотографиях из фотоархива ТАСС.
На «Кубах» были размещены фотографии московских ополченцев 1941 года.
Экспозиция о подвиге женщин – участниц обороны Москвы – «Женщины тыла». Т- образная экспозиция рассказывала о жизни женщин, слева – быт москвичек, справа – женские профессии во время войны. Фотоматериалы для этой экспозиции были предоставлены Музеем Обороны Москвы, а в витринах были представлены экспонаты, полученные для экспозиции из коллекций исторических реконструкторов.
Видеостена кинохроники показывала уникальные кадры парада войск на Красной Площади 7 ноября 1941 года, Парада Победы в Москве в 1945 году, а также специально подобранные и смонтированные совмещенные кадры «Ополченцы 1941 года — Добровольцы 2022 года».
Организатор мероприятия: Комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы.
Русский писатель
Советский полководец. Маршал Советского Союза
Советский военачальник, четырежды Герой Советского Союза, великий полководец. Г.К. Жуков остался в истории как один из главных творцов Победы в Великой Отечественной войне.
В годы войны он стал вторым после И.В. Сталина человеком в советской военной иерархии. Был бессменным членом Ставки ВГК, а с августа 1942 г. — единственным заместителем Верховного Главнокомандующего и 1-м заместителем наркома обороны. Неоднократно выезжал в войска как представитель Ставки, командовал разными фронтами, причем нередко в критической ситуации, стоял у истоков многих крупнейших стратегических операций.
Важнейшими этапами полководческой биографии Жукова стали Ельня под Смоленском, оборона Ленинграда и Москвы, контрнаступление под Москвой, Сталинградская и Курская битвы, битва за Днепр, Корсунь-Шевченковская, Белорусская, Висло-Одерская и Берлинская операции.
Французский военный и государственный деятель, генерал
Атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии
Во время Отечественной войны 1812 года Матвей Платов командовал всеми казачьими полками на границе, а потом прикрывал отступление армии. За заслуги именным Высочайшим указом от 29 октября (10 ноября) 1812 года атаман войска Донского, генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов возведён, с нисходящим его потомством, в графское Российской империи достоинство. За кампанию 1812 года находившиеся под командованием Матвея Платова казаки взяли около 70 тысяч пленных, захватили 548 орудий и 30 знамён, а также отбили огромное количество награбленных в Москве ценностей. Интересные факты:
Хвала, наш вихорь-атаман;
Вождь невредимых, Платов!
Твой заколдованный аркан —
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По полю волком рыщешь,
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь;
Они лишь к лесу – ожил лес,
Деревья сыплют стрелы;
Они лишь к мосту – мост исчез,
Лишь к селам – пышут селы…
Император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский
Александр II – один из самых выдающихся русских монархов. Александр Николаевич был прозван в народе Александром Освободителем.
Его первым важным решением стало заключение Парижского мира (30 марта 1856 г.), который положил конец Крымской войне. По случаю коронации (12 сентября 1856 г.) Александр II объявил амнистию декабристам.
3 марта 1861 г. издал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В годы правления Александра II осуществлялись ключевые государственные реформы. Административная реформа вводила губернские и уездные земские учреждения. Судебная — публичность и гласность суда, независимость судей, новый порядок судопроизводства. После преобразования военного ведомства рекрутская повинность сменилась срочной службой. Реформа народного образования расширила права университетов.
При Александре к России были присоединены Кавказ, Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова (в обмен на южную часть Сахалина). Стремясь усилить своё влияние на Балканах и помочь национально-освободительному движению славянских народов, страна воевала с Турцией (1877—1878 гг.).
Император был убит народовольцами в Петербурге 13 марта 1881 г., в день, когда решился дать ход проекту первой российской конституции. Великие реформы остались незавершёнными.
Император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский
Александр III отменил проект конституционной реформы, его манифест от 11 мая 1881 г. выразил программу внутренней и внешней политики: поддержание в стране порядка и духа церковного благочестия, укрепление власти, защита национальных интересов.
Правительственная политика способствовала дальнейшему развитию торговли, промышленности, ликвидации дефицита бюджета, что позволило перейти к золотому обращению и создало предпосылки для мощного экономического подъёма во второй половине 90-х гг. XIX в.
Тринадцатилетнее царствование Александра III прошло мирно, без крупных военных столкновений, за что его называли царём-миротворцем.
Русский полководец, Оосновоположник отечественной военной теории
Великий русский полководец, генералиссимус — участвовал в 7 крупных войнах, выиграл 60 сражений и ни одного не проиграл.
Суворов — не только самый знаменитый военачальник в российской военной истории, но и один из самых известных полководцев в мире. Замечательный стратег, превосходный тактик, Суворов А.В. был одновременно и мудрым военным наставником. За свою многолетнюю военную деятельность он воспитал первоклассные кадры высших офицеров русской армии.
Суворов считал, что солдата надо не только обучать, но и воспитывать в патриотическом духе. Выросший среди громких российских побед, Александр Васильевич имел все основания гордиться своей родиной. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», — говорил он.
Император Николай I
Датой присяги перед войсками на Сенатской площади было назначено 26 декабря (14 декабря по ст. ст.). Именно эта дата стала определяющей в выступлении участников различных тайных обществ, вошедшем в историю как восстание декабристов.
План революционеров не был реализован, армия не поддержала восставших, и выступление было подавлено. После суда пять предводителей восстания были казнены, а большое количество участников и сочувствующих отправились в ссылку. Царствование Николая I началось очень драматично, но других казней за время его правления не было.
История показала, что новый император был ярым приверженцем монархии. Его главный лозунг, определяющий государственную политику, выражался в трех постулатах: самодержавие, православие и народность. Главное, к чему стремился и чего добивался Николай I своей политикой, – не создавать новое и лучшее, а сохранить и улучшить уже существующий порядок.
При Николае I была построена первая железная дорога. Колея российских дорог была шире европейских, что способствовало развитию отечественной техники.
Началась реформа финансов, которая должна была ввести единую систему исчисления серебряных монет и ассигнаций.
Все годы правления Николая I наполнены военными действиями за рубежом. 1826–1828 годы – Русско-персидская война, 1828–1829 годы – Русско-турецкая война, 1830 год – подавление русскими войсками Польского восстания. В 1833 году был подписан Ункяр-Искелесийский договор, который стал наивысшей точкой российского влияния на Константинополь. Россия получила право блокировать проход иностранных кораблей в Черное море. Правда, вскоре это право было утрачено в результате заключения Второй Лондонской конвенции в 1841 году. 1849 год – Россия активный участник подавления восстания в Венгрии.
Кульминацией царствования Николая I стала Крымская война. Именно она явилась крахом политической карьеры императора. Он не ожидал, что на помощь Турции придут Великобритания и Франция. Вызывала опасение и политика Австрии, недружелюбие которой вынуждало Российскую империю держать на западных границах целую армию.
В результате Россия потеряла влияние в Черном море, лишилась возможности строить и использовать на побережье военные крепости.