1) Инженю
«Он — наш!», или Спасая Пушкина.
Семьдесят шесть лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но военная тема до сих пор остаётся актуальной в искусстве и животрепещущей в восприятии исторических фактов и их художественных отражений.
Игорь Угольников снял кинофильм, о котором ещё на стадии синопсиса было ясно, что это будет нетривиальный сюжет для военных фильмов, создаваемых у нас в последние годы. Жизнь советских людей в оккупации в годы Великой Отечественной войны, история сохранения знаковых культурных ценностей нашего народа, любовь немки и русского. Я ждала этот фильм, и вот он вышел на большие экраны.
Начиная с первых кадров идиллической природы Пушкиногорья, особой – тёплой и солнечной цветовой гаммы изображения, «Учёности плоды» погружают тебя в неспешный рассказ о событиях 1943 года в окрестностях Музея-заповедника Александра Сергеевича Пушкина в Михайловском. Но эта деревенская красота и безмятежность обманчивы, и тем сильнее и ошеломительнее будут зрительские потрясения по ходу развития сюжета.
Героиня Настасьи Кербенген – фрау Мария Шиллер, присланная из Берлина новый директор Музея-заповедника появляется в кадре, как дива, как звезда «Золотого века Голливуда». С самого первого её появления в фильме камера откровенно любуется её женской красотой, хрупкостью и утончённостью. Молодая фрау-филолог восхищается Пушкиным и, можно сказать, даже боготворит его, считая при этом, что тёмный и духовно не развитый русский народ в лице местных крестьян не достоин своего поэтического гения. Фрау Шиллер пытается держаться в стороне от действий военного коменданта майора Занглера, занимаясь сугубо музейными вопросами.
Своё внимание на неё обращает местный житель Сергей Трофимов – талантливый мастер-самоучка и «первый парень на деревне». Человек сложной трагической судьбы, он перенёс тяжёлое ранение и контузию, но при этом облечён неодолимым обаянием и сокрушительной харизмой исполняющего эту роль Сергея Безрукова.
Линия развития отношений между двумя главными героями вплетена в богатую событиями и яркими персонажами киноисторию фильма. Здесь будет линия и бывшего директора музея Антипова (его играет режиссёр картины Игорь Угольников), будет тема партизанского отряда, являющаяся референсом к ленте Алексея Германа «Проверка на дорогах», будет история цыганского табора…
И при этом всё происходящее будет прямо или косвенно связано с именем и творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Всё, и даже любовь, страсть, вспыхнувшая между главными героями здесь не пошлая интрижка, которая могла бы вызвать негодование ханжей: «Вот, влюбился в фашистку!» Нет, это отклик души, душ таких разных во всём и по всему людей, которых соединил гений Пушкина. Недаром же сцена их духовного и физического влечения начинается со стихов великого русского поэта, которые звучат посреди залитых солнцем лугов Михайловского.
Очень сильное впечатление производят в картине актёрские работы. В первую очередь, это конечно поразительная работа Сергея Безрукова, роль которого построена на эмоциональных контрастах и содержит духовно-нравственное развитие героя. Его жизненная позиция меняется от «моя хата с краю…» до осознанного самоотверженного поступка. Душевный надлом сменяется духовным возрождением и осознанием истинности принятого решения. В образе Трофимова есть всё от комического до высокого трагического. И Сергей Безруков блистателен в этой роли.
Дуэт Безрукова и Настасьи Кербенген полон жизни. Настасья очень интересная актриса и хочется и дальше видеть её в таких глубоких, сложных и мастерски сыгранных образах.
В целом, большинство актёров в картине играют так, что им веришь и сопереживаешь, или негодуешь. Особо хочется отметить Андрея Некрасова (брат Анисьи), Анастасию Буткову (Анисья), Андрея Горбачёва (полицай Юпатов), Анастасию Мельникову (жена Антипова) и Константина Фисенко (партизан Дёма).
Картина очень красиво снята, и красота Михайловского и его окрестностей, показанная, как на крупных планах, так и с высоты птичьего полёта, попадает прямо в душу, ты проникаешься уникальной атмосферой и красотой тех мест. Браво оператору и художнику фильма. А ещё в «Учёностях плоды» звучит замечательная музыка Сергея Шустицкого.
Мне понравился финал картины, относящийся к послевоенному времени. Не буду спойлерить, но он дарит утешение и позволяет закончить рассказанную историю на пронзительной, но светлой ноте.
В завершение я хочу привести слова режиссёра Алексея Германа о своей киноленте «Проверка на дорогах»: «Эта картина — дань нашей любви к людям, о которых мы взялись рассказать, наша признательность их подвигу, наш им памятник. Это наша любовь к России, наша вера и понимание того, что страну эту завоевать нельзя; какие бы орды на неё ни обрушились, всё равно не им быть хозяевами этой земли».
И я считаю, что сказанное можно в полной мере отнести и к фильму Игоря Угольникова «Учёности плоды».
Большое спасибо за «Учёности плоды»! Я рекомендую к просмотру.
2) Дикий Пушистик
Игорь Угольников, мастер современного отечественного батального кинематографа, снял новую работу – х/ф «Учёности плоды».
Это военная драма. Великая Отечественная. Оккупированная немцами территория. Дом-музей Александра Сергеевича Пушкина. В этот музей, в пушкинскую усадьбу приезжает фрау Шиллер, немецкая профессор, филолог, специалист по творчеству нашего Александра Сергеевича, а также сотрудник министерства пропаганды III рейха. Она должна навести в усадьбе полный арийский ордунг, а также показать местным жителям что оккупировавшие их боши – люди цивилизованные, а не «вандалы». Скажу сразу, что данная картина в чём-то напоминает замечательный фильм «Поп» (с Маковецким, по мотивам отличного романа Александра Сегеня).
Перед нами развёртывается противостояние (но в чём-то и контакт на почве конфликта) двух культур. И даже более, ведь под нацистским знаменем осталась культура германская, о чём говорит и фамилия приехавшей немки, а советская культура уже успела напитаться живительными соками ещё недавно «барской» поэзии классиков золотой поры нашей литературы. Надо сказать всёж спасибо Сталину, это он остановил некогда разграбление леваками Эрмитажа и других наших музеев, при нём вернулись патриотизм и русская классическая литература, вернулись имена наших великих полководцев и даже само преподавание истории как отдельного предмета. И это очень помогло в грядущей войне. Русская культура, русская литература тоже помогала уничтожать пришедшего на нашу землю врага. Да, были Эренбург и Твардовский. Но были и строки из «Клеветникам России» великого нашего всё, гражданина, поэта империи (Отечества) и свободы. И это отлично показано в фильме. Пусть некоторые сценки и не для нынешних излишне толерантных кисейных барышень обоего пола (скажем, эпизоды с мальчишкой-партизаном. Сразу рассказ Богомолова вспомнился…). Кстати, партизаны показаны очень хорошо. И их командир, в исполнении Фёдора Бондарчука, зело даже неплох. Ну да я всегда говорил что Федя – отличный продюсер и неплохой актёр, а он всё в режиссёры лезет…
Сильно показали и местных полицаев. Упырей, как ёмко охарактеризовал их герой Безрукова.
А вот теперь о главном. Точнее, о главных. Исполнителях двух центральных образов данной картины – Сергее Безрукове и Настасье Керберген. Они были просто великолепны! Как бы простой русский мужик, человек с «золотыми руками» и холёная немецкая фрау. Их игра сделала весь этот фильм. Безруков тут вообще просто молодчина. Как он сыграл! Браво!!!
А ещё – великолепнейшие виды чисто русского пейзажа. Словно на картинах передвижников. Некоторые кадры хоть распечатывай и сразу в рамку на стену вешай.
Отмечу ещё пару хороших образов – немолодых хранителей музей. Одну из этих ролей сыграл сам режиссёр фильма.
Это хорошее кино. Военная драма, мелодрама… Рассказ о людях из разных миров и разных культур – но именно что людях. Носителях великих русской и германской цивилизаций. Которые при желании могут понять друг друга. Это понимали немецкие профессора былых времён, понимали Блюхер и Клаузевец с Бисмарком, но не поняли новые «вандалы» навроде здешнего командира немецкого гарнизона.
Хорошее и красивое получилось кино. С одним лишь, похоже, недостатком. Некоторым зрителям оно может показаться слишком уж затянутым.
Короче, рекомендую.
3) Инна Владимировна
Сергей Безруков замечательный актёр, потрясающе сыграл роль в фильме. Просмотр фильма никого не оставит равнодушным, — острые сюжеты военных действий, красивая природа, исторические факты… любовь, драма, война…великолепно одним словом!
4) Гузель А.
Великолепная игра актеров! Многие пишут про Безрукова, не знаю, что им не понравилось, на мой взгляд он сыграл на все 💯 А какая потрясающая природа -просто восторг. Благодарю всех причастных к этой картине. Фильм длится дольше, чем обычно, но я даже не сразу это поняла, было интересно смотреть весь фильм, от начала до конца. Вот где герои, а не агент 007, хотя на него посмотреть идёт больше людей. Выбор каждого как говорится.
5) Марина Л.
Замечательный фильм, события в селе Михайловском во время войны. Игра известных актёров великолепна, как и сама тема важна-сохранение памяти о доме-музее Великого Пушкина, Патриотические поступки наших солдат и простых русских людей трогают сердце. Стоит посмотреть этот фильм.
6) Татьяна К.
Только вернулась с просмотра фильма. Впечатление очень сильное: потрясающая игра актеров, интересный сюжет, реалистичные сцены. Показаны ужасы, происходящие во время войны, смотреть без слез это невозможно. Подбор актеров очень точный, причем, много малоизвестных актеров, на 100% подходящих на выбранные роли. Игра Настасьи Кернберген, Сергея Безрукова, Анастасии Бутковой, Федора Бондарчука просто великолепная, все 2 часа 40 минут прошли на одном дыхании. Рекомендую всем посмотреть этот фильм, чтобы прикоснуться к нашей истории, задуматься о страшных событиях военных лет, и, конечно, вспомнить поэзию А.С. Пушкина.
7) Марина Чаплинская
Я под большим впечатлением от фильма! Хочу поблагодарить создателей фильма, вы смогли затронуть самые глубокие патриотичные чувства моей души. Смотрела со слезами, и не хотела, чтобы фильм заканчивался! Не помню, чтобы военные фильмы последних лет производили такое впечатление.. Посмотрела пока только 3 серии, очень жду продолжения! Спасибо Игорю Угольникову! Талантливый человек! И смог собрать прекрасную команду!!!
Русский писатель
Советский полководец. Маршал Советского Союза
Советский военачальник, четырежды Герой Советского Союза, великий полководец. Г.К. Жуков остался в истории как один из главных творцов Победы в Великой Отечественной войне.
В годы войны он стал вторым после И.В. Сталина человеком в советской военной иерархии. Был бессменным членом Ставки ВГК, а с августа 1942 г. — единственным заместителем Верховного Главнокомандующего и 1-м заместителем наркома обороны. Неоднократно выезжал в войска как представитель Ставки, командовал разными фронтами, причем нередко в критической ситуации, стоял у истоков многих крупнейших стратегических операций.
Важнейшими этапами полководческой биографии Жукова стали Ельня под Смоленском, оборона Ленинграда и Москвы, контрнаступление под Москвой, Сталинградская и Курская битвы, битва за Днепр, Корсунь-Шевченковская, Белорусская, Висло-Одерская и Берлинская операции.
Французский военный и государственный деятель, генерал
Атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии
Во время Отечественной войны 1812 года Матвей Платов командовал всеми казачьими полками на границе, а потом прикрывал отступление армии. За заслуги именным Высочайшим указом от 29 октября (10 ноября) 1812 года атаман войска Донского, генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов возведён, с нисходящим его потомством, в графское Российской империи достоинство. За кампанию 1812 года находившиеся под командованием Матвея Платова казаки взяли около 70 тысяч пленных, захватили 548 орудий и 30 знамён, а также отбили огромное количество награбленных в Москве ценностей. Интересные факты:
Хвала, наш вихорь-атаман;
Вождь невредимых, Платов!
Твой заколдованный аркан —
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По полю волком рыщешь,
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь;
Они лишь к лесу – ожил лес,
Деревья сыплют стрелы;
Они лишь к мосту – мост исчез,
Лишь к селам – пышут селы…
Император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский
Александр II – один из самых выдающихся русских монархов. Александр Николаевич был прозван в народе Александром Освободителем.
Его первым важным решением стало заключение Парижского мира (30 марта 1856 г.), который положил конец Крымской войне. По случаю коронации (12 сентября 1856 г.) Александр II объявил амнистию декабристам.
3 марта 1861 г. издал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В годы правления Александра II осуществлялись ключевые государственные реформы. Административная реформа вводила губернские и уездные земские учреждения. Судебная — публичность и гласность суда, независимость судей, новый порядок судопроизводства. После преобразования военного ведомства рекрутская повинность сменилась срочной службой. Реформа народного образования расширила права университетов.
При Александре к России были присоединены Кавказ, Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова (в обмен на южную часть Сахалина). Стремясь усилить своё влияние на Балканах и помочь национально-освободительному движению славянских народов, страна воевала с Турцией (1877—1878 гг.).
Император был убит народовольцами в Петербурге 13 марта 1881 г., в день, когда решился дать ход проекту первой российской конституции. Великие реформы остались незавершёнными.
Император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский
Александр III отменил проект конституционной реформы, его манифест от 11 мая 1881 г. выразил программу внутренней и внешней политики: поддержание в стране порядка и духа церковного благочестия, укрепление власти, защита национальных интересов.
Правительственная политика способствовала дальнейшему развитию торговли, промышленности, ликвидации дефицита бюджета, что позволило перейти к золотому обращению и создало предпосылки для мощного экономического подъёма во второй половине 90-х гг. XIX в.
Тринадцатилетнее царствование Александра III прошло мирно, без крупных военных столкновений, за что его называли царём-миротворцем.
Русский полководец, Оосновоположник отечественной военной теории
Великий русский полководец, генералиссимус — участвовал в 7 крупных войнах, выиграл 60 сражений и ни одного не проиграл.
Суворов — не только самый знаменитый военачальник в российской военной истории, но и один из самых известных полководцев в мире. Замечательный стратег, превосходный тактик, Суворов А.В. был одновременно и мудрым военным наставником. За свою многолетнюю военную деятельность он воспитал первоклассные кадры высших офицеров русской армии.
Суворов считал, что солдата надо не только обучать, но и воспитывать в патриотическом духе. Выросший среди громких российских побед, Александр Васильевич имел все основания гордиться своей родиной. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», — говорил он.
Император Николай I
Датой присяги перед войсками на Сенатской площади было назначено 26 декабря (14 декабря по ст. ст.). Именно эта дата стала определяющей в выступлении участников различных тайных обществ, вошедшем в историю как восстание декабристов.
План революционеров не был реализован, армия не поддержала восставших, и выступление было подавлено. После суда пять предводителей восстания были казнены, а большое количество участников и сочувствующих отправились в ссылку. Царствование Николая I началось очень драматично, но других казней за время его правления не было.
История показала, что новый император был ярым приверженцем монархии. Его главный лозунг, определяющий государственную политику, выражался в трех постулатах: самодержавие, православие и народность. Главное, к чему стремился и чего добивался Николай I своей политикой, – не создавать новое и лучшее, а сохранить и улучшить уже существующий порядок.
При Николае I была построена первая железная дорога. Колея российских дорог была шире европейских, что способствовало развитию отечественной техники.
Началась реформа финансов, которая должна была ввести единую систему исчисления серебряных монет и ассигнаций.
Все годы правления Николая I наполнены военными действиями за рубежом. 1826–1828 годы – Русско-персидская война, 1828–1829 годы – Русско-турецкая война, 1830 год – подавление русскими войсками Польского восстания. В 1833 году был подписан Ункяр-Искелесийский договор, который стал наивысшей точкой российского влияния на Константинополь. Россия получила право блокировать проход иностранных кораблей в Черное море. Правда, вскоре это право было утрачено в результате заключения Второй Лондонской конвенции в 1841 году. 1849 год – Россия активный участник подавления восстания в Венгрии.
Кульминацией царствования Николая I стала Крымская война. Именно она явилась крахом политической карьеры императора. Он не ожидал, что на помощь Турции придут Великобритания и Франция. Вызывала опасение и политика Австрии, недружелюбие которой вынуждало Российскую империю держать на западных границах целую армию.
В результате Россия потеряла влияние в Черном море, лишилась возможности строить и использовать на побережье военные крепости.